Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Т

Торндайк Эдвард Ли

Эдвард Торндайк родился 31 августа 1874 г. в небольшом городке Вильямсбург, штат Массачусетс.
Его отец был священником методистской церкви.
Семья придерживалась строгих правил и норм поведения.
В детях с ранних лет воспитывались привычка к труду и полная самоотдача правому делу.
Возможно, поэтому все три сына поступили в университет и добились больших результатов в научной деятельности.
Эдвард Торндайк поступил в университет города Уэсли. Еще будучи студентом, он увлекся психологией, прочитав книгу У. Джемса Основы психологии.
Она настолько его заинтересовала, что Торндайк решил встретиться с автором и поехал в Гарвардский университет.
Первый психологический эксперимент он решил провести с детьми. Человек загадывал какое-либо слово и старался мысленно его представить.
Дети должны были постараться угадать задуманное, тогда они получали конфеты. Этот опыт отражал психологические веяния того времени.
Взаимосвязь мысли и слова уже признавалась всеми.

Торндайк предположил, что, когда человек думает о чем-либо или произносит какое-либо слово про себя, мышцы его речевого аппарата неосознанно производят едва видимые движения, которые, как правило, остаются незамеченными окружающими.
Торндайк использовал конфеты в качестве поощрительного стимула к повышению чувствительности с целью уловления микродвижений и угадывания мысли.
В течение эксперимента предполагалось также, что такая чувствительность будет возрастать.
Администрация университета запретила его опыты, и работа осталась незавершенной.
Однако эти первые экспериментаторские попытки в основном определили направление дальнейших исследований Торндайка.
В своих опытах он стал использовать животных.
Сначала это были цыплята, затем кошки и собаки, а также обезьяны.
Всем опытам были присущи три основных момента:

  1. исключалось обращение к разуму;
  2. исследовалась расположенность подопытного животного к научению;
  3. использовался положительный фактор подкрепления в качестве поощрения.

Суть опытов Торндайка заключалась в следующем: животных помещали в специальный аппарат, снабженный различными приспособлениями.
Снаружи раскладывалась подкормка таким образом, чтобы испытуемое животное знало о ее присутствии.
Выйти и получить желаемый кусок оно могло только в том случае, если приведет в действие определенное устройство.
Торндайк тщательно наблюдал за движениями животного и отмечал время от начала эксперимента до того момента, когда животное освобождалось.
Дав насытиться, животное снова возвращали в аппарат, и эксперимент продолжался.
Опыты показали, что, попадая в неволю, животное всегда стремится освободиться, испытывая неудовольствие сложившимся положением.
В своих отчаянных попытках выбраться на свободу оно случайно производит действие, предоставляющее выход. Это движение относится к его врожденным реакциям.
При неоднократном повторении опыта поведение животного изменяется: количество действий, не приводящих к свободе, постепенно уменьшается и сводится к нулю, действия же, приводящие к успеху, становятся все более точными.
Все это способствовало тому, что со временем животное высвобождалось быстрее.

Результаты экспериментов и собственные выводы Эдвард Торндайк подробно изложил в своей докторской диссертации Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных (1898).
Отправной точкой в описании исследования реакционных движений животных стал принцип проб, ошибок и случайного успеха, в результате которого животное приобретает разные формы поведения на всех уровнях своего развития.
Всякое действие является реакцией на ситуацию, а не на какой-либо внешний импульс.
Таким образом, Торндайк делает вывод, что поведение любого живого существа определяется тремя составляющими:

  • ситуацией, которая включает в себя как внешние, так и внутренние процессы, оказывающие воздействие на индивидуума;
  • реакцией или внутренними процессами, происходящими в результате этого воздействия;
  • тонкой связью между ситуацией и реакцией, т.е. ассоциацией.

В своих опытах Торндайк показал, что интеллект как таковой и его активность могут быть изучаемы и без обращения к разуму.
Акцент с установления внутренних связей переносился им на установление связей между внешней ситуацией и движениями, что внесло новые веяния в ассоциативную психологию.
Механический детерминизм Торндайк в своей теории соединил с биологическим, а потом и с биопсихическим, существенно расширив область психологии, ранее ограниченную пределами сознания.

На основе своих исследований Торндайк вывел несколько законов научения:

  1. Закон упражнения (пропорциональная связь между ситуацией и реакцией на нее относительно частоты их повторения).
  2. Закон готовности (изменение готовности организма к проведению нервных импульсов связано с упражнениями).
  3. Закон ассоциативного сдвига (при реакции на один определенный раздражитель из нескольких, действующих одновременно, другие раздражители, участвовавшие в данной ситуации, в дальнейшем вызывают такую же реакцию).
  4. Закон эффекта.

Последний, четвертый, закон вызвал множество споров, поскольку включал в себя фактор мотивации (фактор чисто психологической направленности).
Закон эффекта говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней и в дальнейшем повышает вероятность повторения данного действия в подобной ситуации; неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с определенной ситуацией, приводит к снижению вероятности совершения этого акта в похожей ситуации.
Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма.
Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений.
Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими.
Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов.
При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.
После написания своей диссертации Интеллект животных Торндайк оставляет опыты над животными и переключается на людей.

В 1899 г. он поступает на должность преподавателя психологии в педагогический колледж Колумбийского университета и там проводит психологические исследования проблемы обучения людей, а также увлекается такой сферой научной деятельности, как тестирование интеллекта.
В 1912 г. Торндайк становится президентом Американской психологической ассоциации.
Им опубликовано более 500 научных работ, многие из которых стали очень популярными на книжном рынке и принесли немалый доход.
Благодаря этому в 1924 г. годовой доход ученого составил 70 тыс. долларов, что по тем временам считалось огромной суммой.
В 1939 г. Э. Л. Торндайк уходит в отставку, однако активно продолжает свою научную деятельность вплоть до смерти в 1949 г.

Его вклад в науку оценен по достоинству многими учеными и исследователями, к примеру, основателем бихевиоризма Джоном Уотсоном и русским ученым И. П. Павловым.
Его научные исследования и работы по теории научения стимулировали огромный интерес в американской науке именно в этой области. Объективность и точность сделали труды Торндайка классическими.
Своими работами Торндайк показал, что психология как наука выходит далеко за рамки простой механики и биологии.
В ее основании лежат совсем другие начала, а сфера исследования распространяется помимо самого организма и на область его взаимодействия с внешней средой.
Хотя биопсихические схемы Торндайка были довольно ограниченными, он проложил новый путь в развитии науки психологии, подготовив почву для возникновения бихевиоризма.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Холл К, Гарднер Л. Теории личности / пер. с англ. И. Гришпун.-М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.-593 с.