Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Персоналии

Э

Эриксон Эрик

Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ.
Его родители по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения, маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца.
Окончив классическую гимназию, Эриксон больше не получил формального образования.
Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста.
В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлингхэм и Анной Фрейд, которой в то время руководил Блос.
В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на будущее.
Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов.
Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927-1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд.
Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости.

В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом институте.
Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией отчима - еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в Гарвардский университет.
В 1939 г. он принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.
До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота.
Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие этого заказала Эриксону это исследование.
Основательно изучив жизнь индейцев сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло.
В подобных условиях единственным приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как придерживаться идентификационных ориентиров.

В 1950 г. выходит, возможно, самая известная книга Эриксона - Детство и общество, в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и других периодов в жизни человека.
С его точки зрения, жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности.
Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия.
Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.

В книге Молодой ЛютерM, опубликованной в 1958 г., Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности.
Здесь формулируется концепция моратория - периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости.
Эриксон рассматривает кризис идентичности Лютера и способ, каким он преодолевает внутренние конфликты.
Книга Молодой Лютер, помимо своей психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически став образцом нового жанра психобиографии.

В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа Идентичность: юность и кризис, которую он полностью посвятил раскрытию понятия идентичность.
Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать.
Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации.
Необходимым условием существования идентичности Эриксоном называется способ жизни, то есть общее мировоззрение, внутренняя логика.

В 1969 г. была издана еще одна психобиография - под названием Истина Ганди, которая принесла автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию.
Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека.
Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами.
Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов.

Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития.
Он свел эти стадии в одну таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды (1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все учебники по возрастной психологии.
Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.

Первая стадия: базовое доверие против недоверия.
Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе.
Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.

Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения.
Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру.
В определяемой Эриксоном <<борьбе за самостоятельность>> устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности.
Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.

Третья стадия: инициатива против вины.
Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям.
Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности.

Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации.
Ребенок как бы примеряет социальные роли, развивает необходимые навыки, умения.
Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).

Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности.
Подростковый период, от 12 до 18 лет - становление эгоидентичности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации.
Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности.
В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженность определенным подростковым <<идеалам>>, подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.

Шестая стадия: близость против изоляции.
Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом.
Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке.
Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.

Седьмая стадия: творчество против застоя.
В этой стадии главное - забота о детях и творческой продуктивности.

Восьмая стадия: целостность против отчаяния.
Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное <<эго>> личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни.
Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.

В работе Образцы сновидений в психоанализе (1954) Эриксон предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же проанализировано).
Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса.
Для Эриксона же это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу.
С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение.
Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом.

Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г.
Его вклад в науку, взгляды на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой мировой общественности вторюй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы.
Ему удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как идентичность (identity), кризис идентичности, жизненный цикл (life cycle) и другие.
Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды.
Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.

Источники: 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004 - 432 с.
Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 384 с.
Холл К, Гарднер Л. Теории личности / пер. с англ. И. Гришпун.-М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.-593 с.