Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Факторные теории личности

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков.
В психологических исследованиях факторные теории личности (далее Ф.т.л.) были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.
Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами.
К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфических факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов.
Наиболее популярные Ф. т. л. разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Теория Р. Б. Кэттелла исходит из теории черт и построения на их основе личностного профиля.
Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как ментальная структура, отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).
Личность — это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации.
Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида.
Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.
В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты.
Поверхностные черты — это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов.
Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа.
Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон (черты, формируемые средой и конституциональные черты).
По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты—способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности.
Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности.
На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт он предложил спецификационное уравнение для интегральной оценки личности.
Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением профиля черт и профиля индексов психологической ситуации.
В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Теория Г. Ю. Айзенка.
Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия — интроверсия, нейротизм и психотизм).
Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности.
На следующем уровне находятся черты, ниже — уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.
Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личности, также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологические измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например, дифференцировать контингенты по нейротизму.
Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т. е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии — интроверсии.
Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении.
Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и другим невротическим симптомам.
В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.
Считая, что несовершенство психиатрических диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Теория Дж. П. Гилфорда.
Теория изложена в книге Гилфорда Личность (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст.
По мнению ученого, факторно-аналитические исследования черт личности являются единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.

Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне.
В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу).
Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении.
Например, параметр темперамента позитивный—негативный в поведении выступает как фактор уверенности против неполноценности, а в области эмоций — как фактор бодрость против робости.
В области способностей Гилфорд создал факторную модель структуры интеллекта.

Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии—интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману (1949).
Последний предназначен для измерения десяти выявленных факторно черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности.
Выделенные опросником Гилфорда факторы являются ортогональными, т. е. некоррелирующий с другими факторами.
Личностные отклонения автор включал в класс параметров патологии.
Помимо работ по психологии личности Гилфорд известен своими трудами в области интеллекта, креативности, статистических и психометрических методов.

В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теории и прикладной психодиагностики личности (см. также Пятифакторная модель личности).

Источники:

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности: Пер. с англ. – СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 464 с.
  2. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  3. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.