Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Марксистские теории личности

Кроме описанных в отдельных статьях теорий личности (Культурно-историческая теория; Теория деятельности; Философско-психологическая концепция и др.), существует еще ряд концепций, использующих основные положения философии марксизма.
Соединение отдельных принципов марксистской идеологии с психоаналитическими идеями порождает различные теории, объединенные под названием фрейдо-марксизм.
Их центральной проблемой является взаимозависимость структуры личности и структуры общества.
Так, в работах Райха, исследовавшего психологические истоки возникновения фашизма, анализируется, каким образом структура репрессивного общества определяет авторитарную структуру личности.
Механизм такого формирования объясняется действием сексуального подавления, существующего в традициях семейного воспитания.

Немецко-американский философ и социолог Г. Маркузе также критиковал современное ему общество, выполняющее репрессивную функцию по отношению к сексуальности чел.
Социальной революции, по его мнению, должна предшествовать сексуальная революция.
В результате такого подавляющего воздействия со стороны общества формируется особый, одномерный тип личности, которая утрачивает социально критическое отношение к обществу и становится пассивной жертвой его эксплуатации.
Сходные взгляды принадлежат также Фромму, предложившему концепцию отчуждения (см. Гуманистический психоанализ).

В концепции французского психолога и философа-марксиста Ж. Политцера, названной автором конкретная психология, жизнь человека рассматривается как драма, состоящая из сегментов, или актов, которые обозначают законченные действия, события, поступки.
Эти психологические факты соотносятся с активностью личности, с ее целевой устремленностью.
Чтобы проанализировать сегмент, нужно найти детерминацию его смысла в развитии, в развертывании всей совокупности событий, которые охватывают целостную жизнь конкретного индивида.
Смысл жизненного акта может быть найден в рассказе самого субъекта, в котором за конвенциональным (явным) выделяется индивид, (скрытое) содержание.

Другой франц. психолог Л. Сэв отрицает основной тезис теорий фрейдо-марксизма о том, что личность испытывает искажающее влияние социальных отношений на внутреннюю, специфически человеческую родовую сущность.
Автор считает, что не существует изначально заданной сущности человеческой личности, что она формируется исторически сложившейся совокупностью общественных отношений.
Кроме того, как общая, так и специфическая характеристика личности данного индивида, является отражением тех производственных отношений, в которых он, индивид, находится как представитель социального класса.
Основные понятия теории Сэва: акт — поступок индивида, рассматриваемый также в качестве конкретной деятельности, которая является существенным элементом биографии человека; способности — совокупность актуальных потенциальностей, врожденных или приобретенных, которые дают возможность совершить любой акт на любом уровне.

Базисом развитой личности выступает структура деятельности, а субстанцией этой структуры является реальное время.
Отношение ко времени — важный показатель характеристики личности.
Потребность во времени — это отражение противоречия между потребностями и условиями деятельности, между индивидуальным и социальным.
По использованию (осознанному и неосознанному) реального времени можно проследить эмпирические формы жизни индивида.
Психологическими надстройками личности являются деятельности, выступающие регулятором времени и, в конечном счете, процессов жизни человека.
Возможна спонтанная (имеющая два уровня — реальное и желательное использование времени) и добровольная (формируется под влиянием обществ, отношений) регуляция.
Другим надстроечным феноменом личности являются уровни и ценности самосознания индивида и осознания им мира.

Источники:

  1. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  2. История зарубежной психологии (30-60-е годы XX в.) / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 344 с.
  3. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с англ. – М., 1994. – 341 с.
  4. Маркузе Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда: Пер. с англ. – К.: Гос. Б-ка Украины для юношества, 1995. – 314 с.
  5. Райх В. Психология масс и фышизм: Пер. с англ. – СПб.: Университет. Книга, 1997. – 380 с.
  6. Политцер Ж. Избранные философские и психологические труды: Пер. с франц. – М., 1980. – 373 с.
  7. Психоанализ и культура: Избр. Труды Карен Хорни и Эриха Фромма: Пер. с англ. – М.: Юристъ, 1995. – 623 с.
  8. Сэв Л. Марксизм и теория личности: Пер. с франц. – М.: Прогресс, 1972. – 584 с.
  9. Тарасов К.Е., Кельнер М.С. Фрейдо-марксизм о человеке. – М.: Мысль, 1989. – 214 с.
  10. Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. – М.: Республика, 1993. – 415 с.
  11. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  12. Ярошевский Т.М. Личность и общество (Проблемы личности в современной философии – марксизм, экзистенциализм, структурализм, христианский персонализм): Пер. с польс. – М.: Прогресс, 1973. – 544 с.