Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

<МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Межличностная теория психиатрии

[ Г.С. Салливан ]

Теория межличностных отношений известна также под названием социальной психиатрии.
Ее автора — Салливана — некоторые ученые относят к неофрейдистам, т. к. его позиция близка идеям Хорни, Фромма.
Другие считают ее самостоятельной и оригинальной научной концепцией.
Возникновение М. т. п. связано с периодом бурного развития корпуса гуманитарного знания: культур, антропологии, социальной психологии, социологии, когда в различных дисциплинах предлагались модели осмысления социальной реальности.

Теория не отрицает роли наследственности, но подчеркивает, что специфически человеческие черты являются продуктом социального взаимодействия.
Все психические и даже физиологические функции (дыхание, прием пищи, секс) сформированы и преобразованы культурой.
Концепция Салливана основана на идее, что человек живет в социальном поле и его проявления направлены на других людей.
Субъектом взаимодействия может быть не только реальный собеседник, но и воображаемое лицо, историческая личность или литературный герой.
Личность представляется гипотетической категорией, которая вне анализа ситуации общения превращается в иллюзию.
Поэтому Салливан подчеркивал, что единицей научного анализа должна стать межчеловеческая ситуация.
Свои исследования он базировал на большой клинической практике. Основные исследовательские методы: беседа, наблюдение, структурированное интервью.

В М. т. п. личность рассматривается как динамический центр в серии межчеловеческих полей.
В ситуации взаимодействия она оказывается не устойчивой структурой, а точкой, через которую протекают различные процессы.
Человек действует на основе персонификаций — целостных образов других людей и себя, сложившихся в процессе межличностного общения.
Если взаимодействие с человеком вызвало тревогу, персонификация окрашена негативно, если в ней удовлетворялись какие-то потребности, формируется положит, персонификация.
Персонификации создаются для снижения тревоги, помогают ориентироваться в межличностных отношениях.
В то же время они способствуют стереотипизации восприятия и поведения.

Салливан рассматривает человека как гомеостатическую систему, действующую по принципу напряжение—удовлетворение.
Личность стремится к максимизации удовлетворения при уменьшении опасности.
Угроза биологическому существованию вызывает страх, угроза безопасности связана с чувством тревоги.
Ситуации общения порождают удовлетворение как результат снижения напряжения и чувство безопасности вследствие сохранения взаимоотношений.
Любая форма преобразования энергии: движение, поступок, мысль, чувство, образ, т. е. минимальная единица, имеющая для индивида психологический смысл, определяется как динамизм.
Динамизм обычно связан с определенной частью тела.
Он имеет такие звенья, как рецепторное, эффекторное и соединительное. Звенья связаны с удовлетворением основных потребностей.
Человеческое поведение рассматривается как определенный тип преобразования энергии. Способы тратить энергию — результат социального обучения.
Основные человеческие динамизмы (динамизм апатии, агрессии, страха, половой и др.) отличаются по форме.
В динамизме объединены индивидуально-своеобразные образцы поведения и реагирования, привычные для индивида.
Добавление какой-либо черты может вписаться в динамизм, а может его преобразовать.
Особое место в личности занимает динамизм системы Эго. Он носит защитный характер (см. Защитные механизмы) и служит снижению тревоги.
Тревога передается ребенку от матери и возникает на основе личного негативного опыта.
Удовлетворение многих потребностей человека из-за нерационального устройства общества создает угрозу и вызывает тревогу.
Поэтому в динамизме системы Эго формируется одобряющая и запрещающая части, обеспечивающие приемлемое в данном обществе поведение.
Человек бессознательно исключает информацию и собств. потребности, несовместимые с системой Эго.
Система Эго изолируется от других частей личности и препятствует ее развитию.

Организация опыта и функционирование познавательных процессов представлены в трех формах: прототаксиса, паратаксиса и синтаксиса.
Прототаксис — это череда отдельных, ограниченных друг от друга ощущений, эмоций, образов. Такой «поток сознания» характерен для младенца, взрослый его переживает в сновидениях, в специфических состояниях созерцания.
Паратаксис фиксирует причинные связи событий, происходящих одновременно, но не обязательно находящихся в закономерной связи.
На паратаксисе основаны предрассудки.
Как и прототаксис, это архаическая форма мышления, обнаруживающаяся также и у животных.
Синтаксис — специфически человеческая форма организации опыта, основанная на символической активности, использовании языка.
В ней присутствуют логические связи, общепринятые значения.

Развитие в М. т. п. рассматривается как динамика персонификаций, формирование познавательных процессов, динамизмов.
Идеи Салливана оказали большое влияние на психиатрию, дальнейшее развитие психоаналитических концепций, гуманистическую психологию.

Источники:

  1. Блюм Дж. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. – М.: Академ. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 224 с.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  3. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. – СПб.: Ювента; М.: КСП+, 1999. – 347 с.
  4. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.