Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

НОЯБРЬ

КУКОЛЬНЫЕ СПЕКТАКЛИ

12 ноября в 10.30 и 12.00
"МАЛЕНЬКИЙ ГНОМ ВАСЯ"
кукольный спектакль по мотивам сказки М.Ф. Липскерова ко Дню доброты

19 ноября в 10.30 и 12.00
"ПРО ЦЫПЛЕНКА ГОШУ" кукольный спектакль ко Дню ребенка

26 ноября в 10.30 и 12.00
"МАМА ДЛЯ МАМОНТЕНКА"
кукольный спектакль по мотивам сказки Д. Непомнящей ко Дню материо



НОЯБРЬ

МАСТЕРСКАЯ "СО...ТВОРИ"

12 ноября в 15.00
"КОСИЧКИ ДЛЯ СЕСТРИЧКИ" (плетение кос)
ведущая - Шутова Виктория

19 ноября в 15.00
"КУКЛА-ПЕЛЕНАШКА" (кукла-оберег)
ведущая - Хохрякова Июлия

26 ноября в 15.00
"БРОШЬ-МАК ИЗ ФЕТРА" (подарок для мамы)
ведущая - Салихова Елена

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Психология поведения

[ П. Жане ]

Психология поведения — общепсихологическая концепция личности начала XX в., разработанная Жане.
П. п. примыкает к теориям социальной обусловленности психики и развития личности, а также к французской социологической школе, представители которой рассматривали личность прежде всего как продукт социального развития.
Стремясь преодолеть разрыв психики и поведения, П. п. была направлена против ассоциативной психологии и бихевиоризма.
Основана на категориях — активность, деятельность, действие, психическая энергия, психическое напряжение, психологические уровни, психологический автоматизм, психическая сила и др.
В этих понятиях П. п. объясняет неврозы, психастении, истерии, травматические реминисценции и другие, которые трактует, исходя из единства эволюции психических функций в фило- и онтогенезе.

В основу понимания и развития личности в П. п. положено учение о поведении.
Психика человека развивается в сотрудничестве с другими людьми прежде всего благодаря общению.
Для доказательства социальной обусловленности психики П. п. рассматривает процесс памяти.
Если на ранних этапах развития ребенка наиболее представлена ассоциативная память, то у зрелого человека более развит опосредствованный характер мнестической деятельности.

В П. п. различаются извне наблюдаемая активность организма и образ действия как осмысленная, наполненная психологическим содержанием деятельность человека.
Поведение человека включает не только видимую активность, но и внутреннее психическое содержание, которое становится неотъемлемой частью поведения, его регулирующим звеном.
Основной клеточкой социальной жизни является социальное действие, понимаемое как отношение сотрудничества, при котором один индивид выполняет первую часть действия, а другой — вторую.
Психическое рассматривается как составная часть поведения, действия.
Различные психические процессы представляют собой явления, подготавливающие и регулирующие действия.
Так, психическое может выступать подготавливающей частью действия (желание), регулятором действия (чувства), неполным действием (мышление).

Выделяются семь уровней поведения человека.
К первому, самому низкому, уровню поведения относятся рефлекторные акты.
Ко второму, на котором поведение приобретает опосредованное двухфазное строение (фаза подготовки и фаза завершения действия), относятся отсроченные перцептивные действия.
Третий уровень включает в себя элементарные социальные акты (например, акты подражания).
К четвертому уровню Жане относит элементарные интеллектуальные акты.
На пятом манипуляция с реальными объектами приводит к формированию т. н. интеллектуальных объектов.
Шестой уровень поведения — это умственная деятельность, мышление, которое Жане считал производным от практического действия.
В качестве высшего, седьмого, уровня поведения называется созидательная, трудовая деятельность человека. Именно она формирует произвольность внимания и волевое усилие.

Способность к саморегуляции, к опосредованию своего поведения в П. п. считается наивысшим критерием развития личности.
В регуляции поведения большая роль отводится речи, в частности, процессу перехода от низшего уровня к высшему, совершаемому при помощи речи.
Действия, проговариваясь человеком, начинают функционировать в речевой форме, а затем, по мере того, как речь становится все более неслышной, они превращаются в умственные процессы, в идеи.
Развитие субъекта Жане понимает как последовательное формирование сложных личностных образований — персонажа, Я, субъективности, индивидуальности, которые формируются в ответ на необходимость совершенствовать социальные отношения человека с обществом, с другими людьми.
В противоположность термину роль выдвигается термин персонаж, предполагающий преходящую стадию развития личности.
Личность возникает только тогда, когда внешние требования, предъявляемые персонажу, становятся внутренними требованиями самого субъекта — основой его инициативного поведения, осуществляющегося без идущего извне вызова.

Высшую степень развития личности. Жане называл стадией индивидуальности, которая характеризуется появлением у человека чувства личной ответственности, оригинальности и прогрессивных тенденций, понимаемых как стремление человека содействовать прогрессу и совершенствованию общества.
Личность — это интегрированная психологическая система, отвечающая всегда как единое целое на воздействия ситуаций.
Поддержание этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно П. п., значительной силы и напряжения.

В П. п. выдвинуто положение о психическом напряжении и психической силе как доминантах действия.
Состояние напряжения, обозначаемое как сознательная психическая активность личности, предоставляет личности возможность регулировать свое поведение и определяется как активация высших потребностей.
Предполагается, что способность к усилию является основным критерием оценки личности, а ценность личности измеряется ее способностью выполнять работу, требующую усилия.
Психологическая сила означает определенное свойство, проявляющееся в скорости и длительности отдельных действий, а напряжение предполагает способность к концентрации и распределению силы.
Если напряжение падает, происходят различные нарушения в функционировании личностной системы, образующие основу неврозов.
Значительное снижение напряжения является следствием тяжелых соматических заболеваний, врожденной слабости нервной системы, неожиданных и тяжелых фрустраций и стрессов.
Низкий уровень психологического напряжения обусловливает диссоциацию личностной системы.
Личность оказывается неспособной включить в свою систему аффективные ситуации, а мнемический след их входит в область бессознательного.

Периодические резкие колебания психологического напряжения могут приводить к образованию двух и более личностных систем, каждая из которых функционирует на своем уровне напряжения, с чем связано раздвоение личности.
Падение психологической силы и напряжения в П. п. вызывает также симптом потери чувства реальности, выражающейся в том, что свою неспособность реагировать на окружающую действительность человек переживает как схематизм, обеднение окружающих предметов и людей, как их нереальность.
Ряд новых и перспективных идей П. п. оказал влияние на исследования Ж. Пиаже, А. Валлона, на исследования в области психологии личности и патопсихологии Б. С. Братуся, Зейгарник, С. Я. Рубинштейн и др.

Источники:

  1. Жане П. Неврозы и фиксированные идеи: Пер. с франц. СПб., 1903. – 428 с.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  3. Теоретические проблемы психологии личности / Отв. Ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1974. – 319 с.
  4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитее и современное состояние зарубежной психологии. – М.: Педагогика, 1974. – 304 с.