Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Система дзен-буддизм

Дзен-буддизм — одна из самых значительных буддийских сект в Китае и Японии, является уникальным орденом восточного мистицизма, претендующего на передачу сущности духа буддизма непосредственно от Будды без какого-либо священного писания, тайной доктрины, догматов, таинственного обряда или символов, раскрывающих его значение и сущность.
Дзен-буддизм — это не философия и не религия, хотя в кристаллизованном виде воплощает всю философию Востока.

Дзен-буддизм не основан на логическом анализе, не учит, а только указывает путь духовного развития личности.
Целью его является приобретение внутреннего духовного опыта, просветление личности посредством проникновения в истинную природу ума, ставшего своим собственным господином, и достижение свободы от всех неестественных помех и условностей.
Работа в С. д.-б. означает прямое, без чего-либо неестественного и внешнего вхождение в контакт со своим внутренним миром, т. е. духовное саморазвитие на основе активизации потенциала субъектной психической активности личности в процессе систематической тренировки ума.

Согласно дзен-буддизму, наиболее полно психические потенции человека раскрываются тогда, когда его мышление становится неконвенциональным, не связанным социальными нормами, природно-спонтанным, естественным, самонеосознанным.
Правильность решения определяется не глубокой концентрацией на проблеме и озабоченностью ею, а наитием, т. н. периферийным зрением сознания, степенью его развития и способностью чувствовать ситуацию.
Эти качества легче всего проявляются тогда, когда ими не пытаются сознательно управлять, доверяют их спонтанности в состоянии покоя ума.
Достигается эта способность в результате систематической практики Дхьяна-дзен, что означает сидеть в медитации, которая, в отличие от других ее видов, не имеет объекта сосредоточения; это — нечто неуловимое, как облако, кочующее в небе и выражается в форме недействия, незанятости, что является не просто спокойствием ума, а особого рода несхватыванием ума.

В дзен-буддизме считается, что совершенный человек пользуется своим умом, как зеркалом: он ничего не схватывает и ничего не отвергает, воспринимает, но не хранит.
Спонтанность мышления достигается специальной тренировкой внимания, постоянным упражнением в памяти и осознании своих ощущений, чувств и мыслей без какой-либо цели или оценки.
Цель — тотальная ясность и бдительность активного и пассивного сознания, в котором события входят и уходят, как отраженные в зеркале, где ничего не отражается, кроме того, что есть.
Не надо ни подавлять мысли, ни удерживать, ни вмешиваться в их ход.
Хотя дзен-буддизм не предписывает ученику никакой определенной направленности, он, тем не менее, не колеблясь обращается к тому делу, которое возникает перед ним как необходимое.

В обучении дзен-буддизму много места занимают упражнения — ученика ставят перед дилеммой мгновенного, без обдумывания выбора, когда реакция должна следовать как звук за хлопком (принцип Мо-чихджу), без затора в мыслях и действиях.
В целом практика дзен-буддизма воспитывает типичный восточный ум с присущим ему спокойствием, тишиной и невозмутимостью, не имеющим, однако, ничего общего с праздностью и бездеятельностью.
Это состояние ума называют тишиной бездонной пропасти, тишиной грома, в которой исчезают все контрасты и условности.
Считается, что человек, следующий путем дзен-буддизма, достигает гармонии личности через раскрытие истины, заключенной в глубине человеческой природы.

  1. Фромм Э., Юнг К.Г., Уоттс А., Блис Р.Х. Что такое дзен? Сб.: Пер. с англ. – К., Львов. 1994. – 188 с.
  2. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теории и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с.
  3. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко.–Киев: Рута, 2001.–320 с.