Специалистам и студентам
Теории и концепции
Теория интегральной индивидуальности
Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.
Например, интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе.
Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему.
Так, для нейродинамического уровня такими образцами являются показатели силы и динамичности нервных процессов; для психодинамического — экстраверсия и эмоциональность; для социально-психологического — ценностные ориентации и межличностные отношения.
Во всякой характеристике любого иерархического уровня (биохимического, физиологического, психологического) есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку.
Основная проблема психологии личности состоит в том, чтобы определить соотношение социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт.
Социально-типичное —это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности.
В индивидуальное включены две группы психических особенностей.
Первая группа — свойства индивидуума (свойства темперамента и индивид, качественные особенности психических процессов).
Свойства темперамента — это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании.
Индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона — степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями.
Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенного его типа.
Индивидуальные качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (например, острота и точность восприятия).
Ко второй группе индивидуальных особенностей относятся:
- во-первых, устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (например, мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.).
Так как социально-типичное отношение личности определяется системой мотивов, то и каждый отдельный мотив является необходимым компонентом отношения личности. - Во-вторых, индивидуальные черты характера: инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов.
Индивидуальное своеобразие черт характера выражается в особых качествах действий и поступков в определенных типичных ситуациях.
Черты характера проявляются в динамических особенностях мотивов и отношений (например, в устойчивости социальных связей или их кратковременности и неустойчивости). - И, наконец, в-третьих, это — такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов.
Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.
Индивидуальное и социально-типичное — это не разные группы свойств личности, а различные стороны одних и тех же свойств.
Неразложимым компонентом личности являются свойства, каждое из которых есть выражение и способности, и характера, и направленности.
Т. о., структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности.
Структурные образования личности характеризуются понятием симптомокомплекса.
Индивидуальное и социально-типичное нельзя рассматривать как два различных симптомокомплекса или фактора личности.
Источники:
- Белоус В.В., Щебетенко А.И. Психология интегральной индивидуальности. – Пятигорск, 1995. – 160 с.
- Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная индивидуальность. – Пятигорск, 1996. – 203 с.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. – М.: Смысл, 1993. – 456 с.
- Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. – Пермь: ПГПИ, 1988. – 104 с.
- Мерлин В. С. Очерк психологии личности. – Пермь: Кн. Изд., 1959. – 173 с.
- Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
- Мерлин В. С. Личность как предмет психологического исследования: Уч. пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1989. – 79 с.
- Мерлин В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание: Уч. Пособие к спецкурсу. – Пермь: ПГПИ, 1990. – 110 с.
- Мерлин В. С. Психология индивидуальности: Избр. псих. труды. – Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. – 446 с.
- Проблемы психологии личности и психологии труда. – Пермь, 1960. – 202 с.
- Проблемы экспериментальной психологии личности / Под ред. В.С. Мерлина. – Пермь, 1970. – 296 с.
- Типологические исследования по психологии личности / Отв. Ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 1974. – 319 с.