Муниципальное бюджетное учреждение
Централизованная библиотечная система г.Ижевска Библиотека им. Н.К.Крупской Центр психологического просвещения
 

Уважаемые читатели!

С 17 сентября наша библиотека вновь открыта для всех желающих.
Ждем Вас!

Записаться на организованную экскурсию по обновленной библиотеке можно по тел. 8(3412) 46-51-35

Новое на сайте!!! Рефераты для студентов Скачать учебники

Все о подростке

 

vseslozhitsa.ru

 

Номинант конкурса

Специалистам и студентам

Теории и концепции

Теория самоактуализации

[ А.Г. Маслоу ]

Маслоу заложил основные принципы гуманистической психологии, предложив в качестве модели личности ответственного человека, свободно делающего свой жизненный выбор.
Избегание свободы и ответственности не дает возможности достичь подлинности, аутентичности.
Нецелесообразно сосредотачивать свое внимание на детальном анализе отдельных событий, реакций, переживаний; следует изучать каждого человек как единое, уникальное, организованное целое.

Маслоу считал, что следует отойти от практики изучения невротических личностей и наконец сосредоточить свое внимание на здоровом человеке, ибо нельзя понять психическое заболевание, не изучив психическое здоровье.
Основной темой жизни человека является самоусовершенствование, которое невозможно выявить, исследуя только людей с психическими отклонениями.
Человек по своей природе хорош или, по крайней мере, нейтрален.
В каждом заложены потенциальные возможности для роста и совершенствования.
Все люди от рождения обладают творческими потенциями, которые у большинства угасают в результате окультуривания. Разрушительные силы в них является результатом неудовлетворенности базисных потребностей.
Человек — это желающее существо, которое редко и ненадолго достигает полного удовлетворения.
Все его потребности врожденные, или инстинктоидные.
У него не осталось мощных инстинктов в животном смысле этого слова, он имеет лишь их рудименты, остатки, которые легко гибнут под воздействием образования, культурных ограничений, страха, неодобрения.
Аутентичная самость являются способностью слышать эти слабые, хрупкие внутренние голоса-импульсы.

Иерархия потребностей, по Маслоу, представляет собой следующую последовательность:

  • потребности физиологические, т. е. в удовлетворении запросов тела;
  • в безопасности, надежности и защите;
  • в сопричастности, т. е. принадлежности к семье, общине, кругу друзей, любимых;
  • потребности в уважении, одобрении, достоинстве, самоуважении;
  • в свободе, необходимой для полнейшего развития всех задатков и талантов, для реализации самости, самоактуализации.

Человеку необходимо сначала удовлетворить низшие потребности, чтобы оказаться способным к удовлетворению потребностей следующего уровня.
Удовлетворение потребностей, расположенных в основании иерархии, обеспечивает возможность осознания потребностей более высоких ступеней и их участие в мотивации.
Правда, отдельные творческие личности могут проявлять свой талант, несмотря на серьезные социальные проблемы, мешающие им удовлетворить потребности низших уровней.
Некоторые люди, благодаря особенностям своей биографии, могут создавать собственную иерархию потребностей.
В целом же чем ниже в иерархии расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее.
Потребности никогда не могут быть удовлетворены по принципу все или ничего, человек обычно мотивируется потребностями нескольких уровней.

Все мотивы человека можно поделить на две глобальные категории: дефицитapные (или Д-мотивы) и мотивы роста (или бытийные, Б-мотивы).
Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.).
Их отсутствие вызывает болезнь. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий.
Мотивы роста, называемые также метапотребностями, имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал.
Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с Д-мотивами, а увеличивая напряжение.
Метапотребности, в отличие от дефицитарных, важны в равной степени и не располагаются в порядке приоритетов.
Примерами метапотребностей являются потребность в целостности, совершенстве, активности, красоте, доброте, истине, уникальности.
Большинство людей не становятся метамотивированными, поскольку отрицают свои дефицитарные потребности, что подавляет личностный рост.
Мотивационный статус здорового человека состоит прежде всего в стремлении к самоактуализации, понимаемой как свершений своей миссии, постижение призвания, судьбы.

Самоактуализация предполагает выход глубинной природы человека на поверхность, примирение с внутренней самостью, сердцевиной личности, ее максимальное самовыражение, т. е. реализацию скрытых способностей и потенциальных возможностей, идеальное функционирование.
Самоактуализация — чрезвычайно редкое явление.
Ее достигают, по мнению Маслоу, менее одного процента людей, поскольку большинство просто не знает о собств. потенциале, сомневается в себе, боится своих способностей.
Это явление получило название Ионы комплекса, характеризующегося страхом успеха, мешающим человеку стремиться к самосовершенствованию.

Нередко людям недостает благотворного внешнего окружения.
Препятствием для самоактуализации является также сильное негативное влияние потребности в безопасности.
Процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от удобных привычек.
Реализация потребности в самоактуализации требует от человека мужества и открытости новому опыту.

Среди ценных идей, высказанных Маслоу, следует назвать и положение о роли т. н. пиковых переживаний в личностном росте, благодаря которым осуществляется трансцендирование, выход за собственные пределы и спонтанно переживается приближение к своей подлинной сущности.
Восприятие может подниматься над Эго, становиться бескорыстным и неэгоцентричным, что для самореализующихся личностей — нормальное явление, а у среднего человека происходит периодически, во время пиковых переживаний. Такие переживания только положительны и желанны.
Пиковое переживание чистой радости — одно из тех, ради которых стоит жить.
Его принимают с благоговением, удивлением, восхищением и смирением, иногда с экзальтированным, едва ли не религиозным поклонением.
В моменты пиковых переживаний индивид уподобляется Богу в своем любящем, неосуждающем, веселом восприятии мира и человеческого существа в их полноте и целостности.

Источники:

  1. Балл Г.А. Концепция самоактуализации личности в гуманистической психологии. – К.; Донецк, 1993. – 32 с.
  2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. – 128 с.
  3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. – СПб.: Изд. Гр. Евразия, 1997. – 430 с.
  4. Маслоу А.Г. Психология бытия: Пер. с англ. – М.: К.: Ваклер, 1997. – 304 с.
  5. Маслоу А.Г.Мотивация и личность: Пер. с англ. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  6. Фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии: Методика персонального и социального роста. – М., 1996. – 432 с.
  7. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности: Пер. с англ. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.
  8. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение): Пер. с англ. – СПб: Питер Пресс, 1997. – 608 с.